Сказка третьяПрибежали подружки Костромушки на берег, а там уж праздник начался. Старшие девушки Кострому выбирают. Всем девушкам Костромой быть хочется, ведь самую красивую выбирают! Бывало, ссорятся, чуть до драки не доходит, да нынче и спорить никто не стал – Ненагляда Костромой будет! Высокая, стройная, косища русая ниже колен да в руку толщиной, лицом бела, румяна, а глаза под соболиными бровями большие, зеленовато-серые, будто озёра речной воды! Сквозь шёлковые ресницы глядит Ненагляда ласково, в глазах золотые искорки, будто солнечные зайчики по воде скачут! Хороша! - Что ж вы такую красоту да Ненаглядой зовёте? Словно хотите, чтоб на неё и не глядел никто! – спрашивает у Забавы подружка. Костромушка-славяночка объясняет меряночке, что Ненаглядой такую красавицу родители назвали, чтобы злые силы обмануть. А то злые духи прознают, что красоты необыкновенной ребёнок народился, да и выкрадут! А на Ненагляду кто позарится? Да на неё и глядеть не захочешь! Пусть злые духи кого-нибудь другого поищут. Выбрали девушки Кострому и стали её наряжать. Волосы Ненагляде распустили, до самой земли упали золотистые пряди, скрыли Ненагляду. А девушки с поклонами принесли рубашку тончайшего льна, сарафан надели яркий, на голову - венок, на ноги – лапоточки новые. Подружки-Костромушки тоже в обряде участвуют: цветочки луговые в волосы Ненагляды вплетают, да вместе с другими девушками поют: Кострома, Кострома, Ты нарядная была, Развесёлая была, Ты гульливая была! А теперь, Кострома, Ты во гроб легла! И к тебе, Костроме, Сошлись незваные сюда. Стали Кострому Собирать – одевать И оплакивать: Кострома, Кострома, Костромушка моя!…»
Тут все девушки как заголосят-заплачут, а Костромушки громче всех стараются! Как же не плакать, если обряженную Ненагляду-Кострому с плачем кладут на широкую доску и несут к реке! Принесли, на песчаную отмель положили, да и столкнули в воду! Прощай, Кострома! Девушки, что побойчей, в воду попрыгали, доску держат, купают на ней Кострому, и наши подружки туда! Тёплая вода, ласковая! А на берегу старшая девушка в лукошко бьёт, как в барабан: Ко-стро-ма! Ко-стро-ма! Ох и весело! Визг, хохот стоит над рекой! Ненагляда с доски соскользнула, да вплавь от подружек, они – за ней, да не догнали. Выбралась Ненагляда на берег, да по откосу – домой, сушиться. Пока она в сухое переоевалась, девушки на берегу хоровод водить затеяли: В чистых полях растёт трава, Ле-лю, ле-лю, растёт трава. Растёт трава шелковая, Ле-лю, ле-лю, шелковая. Цветут цветы лазоревы. Ле-лю, ле-лю, лазоревы. Сорву цветок, совью венок, Ле-лю, ле-лю, совью венок…
Костромушки и хороводы водили, и в игры разные играли до самого заката. А потом к девушкам парни присоединились, тут Костромушкам скучно стало – девушки с парнями переглядываются, а поют так: На горе-то лужок зеленёшенек, Ой, у меня дружок молодёшенек. Ой, люли, люли, Ой, мы пойдём с дружком, Да разметём лужок, Да заведём кружок. Ой, люли, люли. Ой, мы с песенками, со весёлыми, Ой, люли, люли, да с весёлыми…
Костромушки решили, что им в хороводе делать нечего: рано им венки плести да на парней надевать. Солнце к закату клонится, а они не ели ничего с утра! И подружки побежали к Забавиной бабушке. У бабушки для девочек уж молоко в печке истопилось. Пахучее, с коричневой пенкой – вкуснота! Пьют девчонки молоко, жмурятся от удовольствия, а бабушка их расспрашивает, кто Костромой был, да во что обряжали Кострому, да кто в лукошко бил, да какие песни пели? Забава отвечает, что Костромой была Ненагляда, Бабушка головой покивала – мол, хорошая девушка. А Забавина подружка и спрашивает: - Бабушка, а зачем Кострому хоронят? - Дак как же её не хоронить-то! Ведь она прямо к Кощею отправилась, а Кощей, ежели его не задобрить, девушку ему красивую не подарить, и урожай погубит, и рыбу из воды уведёт, и скотину заморит, вот ведь как! Да нынче-то что! Выкупали Ненагляду на доске, да и всё. Вот мне моя бабушка рассказывала, что в старину-то девушек по-настоящему в реку-то бросали! А девчонки не унимаются: - Ничего себе, просто выкупали, а если б дождь да холодно, ведь всяко бывает! - Экие вы жалостливые! Если холодно да дождь, тогда в реку куклу бросают. - Какую куклу? - Да навертят куклу из прутьев, соломы, да больше из костры, коры льняной, нацепят на неё платок да лапти, посадят в корыто да волокут на берег. Там давай играть: кто нападает на Кострому, кто защищает. Защитники-то не больно стараются, обязательно Кукла нападающим достанется. Схватят её, одежонку сорвут, да в воду! Ну, ту все рыдать начинают, а потом – хороводы водить да петь. - Бабушка, а почему… - Потому, идите-ка вы спать. Глаза уж слипаются, завтра почемукать будете! - С бабушкой пререкаться нельзя, малы ещё. И девчонки полезли на сеновал, спать.
Урок добрым молодцам. Обряд похорон Костромы древние славяне проводили для того, чтобы умилостивить подводные и подземные силы природы. По представлению наших предков, эти силы были связаны с плодородием почвы, то есть с урожаем. Проводился он в середине лета, когда хлеба только начинали колоситься и какой они дадут урожай ещё было неясно. Жертву приносили не самим силам природы, а их повелителю. У славян это был скорее всего Кащей Бессмертный. К нему-то Кострома и отправлялась. Когда обряд только складывался, наши предки приносили Кащею человеческую жертву. Затем её заменили символические «похороны»-купания самой красивой девушки, а потом - похороны куклы. Название куклы, «Кострома», произошло от названия материала, из которого её делали. Обычно это солома, а ещё «костерь», «костра», жёсткая корка льна, конопли, нить, образующиеся при трёпке льна или конопли, основа ткани. Появление костры означало гибель растения и рождения ткани.
|