Сказка пятая

             Забава не спала. А уж пора: давно стоит за окном ночь, дни коротенькие, с воробьиный нос. Не то, что летом! Зима ведь на пороге: мороз настоящий, и снег глубокий.

             Спать не давал Большой Секрет, которому нужно было, чтобы Костромушка немедленно с кем-нибудь им поделилась. Секрет спихнул девочку с полатей, заставил кубарем скатиться во двор, она едва успела схватить с сундука шубейку да бабушкин платок и впрыгнуть в валенки. Так и покатилась к соседскому забору, а там её оказывается уже ждут! Подружка-Костромушка у забора приплясывает. Глаза круглые, щёки надуты, она даже побулькивает вроде, будто горшок со щами. Если крышку не открыть – беда! А если девчонке не дать выговориться – тоже. Её же прямо разорвёт!         Подскочили девчонки друг к другу да как выпалят хором: «А я что скажу!» Замолчали, воздуху обе набрали да снова хором: «Я скажу!» Смешно девчонкам стало. Потом одна из Забав, та, что поконопатее, сказала:

Погоди-ко, давай посчитаемся, кому выйдет, тот первым и скажет.

Давай, только чур, я считаю, -  отозвалась вторая Забава, посмуглее и почернявее.

Ладно, считай.

Шёл баран

По крутым

Горам.

Вырвал травку,

Положил

На лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот вон пойдёт! – ладошка упёрлась в подружкин нос, который только и торчал из-за забора. -  Ладно, говори. Только скорей, студёно больно.

Меня завтра крестить будут!

             Ну?! И меня! Лезь ко мне да в избу пошли, а то замёрзнем тут.  Костромушка перелезла через забор и подружки побежали в избу. В избе жарко, темно, скинули девчонки валенки, тихонько влезли на полати, шепчутся:

Как думаешь, наш окрестят?

             А как же!  Мне матушка говорила...

             Да какая ж она тебе матушка, ежели она тебе не родная? Моя бабушка сказывала, что она тебе мачеха. А раз мачеха, должна быть злой-презлой! Вон как в сказках.

             Так то в сказках. Вот ты от нашей Весняны какое зло видела?

             Я и говорю. Вроде мачеха, а добрая! Тихая, работящая… даже бабушка моя говорит, что твоему батюшке  прямо счастье с Весняной.

             Ага. Я родную-то матушку плохо помню. Маленькая совсем была, когда она померла. А батюшка на Весняне женился. А она христианка. На капище Костроме молится не ходит, говорит, что  Бог один, он всё создал на радость людям – и реки, и леса, и солнце, и луну…

             Ну уж, всё… А как же водяные с лешими?

             Не знаю… Может, он и леших сделал. А может и нет никаких леших? Если лес – на радость нам, так чего его бояться-то? Ему радоваться надо. Вот сейчас под снегом какой лес красивый! Правда, если далеко в него не заходить. Не знаю…

А она тебя не ругает, что ты Кострому хоронить ходишь?

             Нет! Она только не велит глубоко в воду лезть да в мокрой рубашке  бегать. А ещё она говорит, что я не ведаю, что творю…

             Как это – не ведаешь? Ты что, в ведуньи собралась?

             Да никуда я не собралась! Это ты меня совсем запутала. Давай у Весняны спросим. Она отцу много чего, рассказывала, потом сходил отец к сви…све... Ну, к волхву, который Весняниному Богу служит.

А куда он ходил? На капище?

Прямо, на капище! Знаешь, избу новую на берегу?

С башенкой? А над башенкой – купол луковицей, а над ним – крест?

Вот-вот! Эта изба церковь называется. Туда батюшка и пошёл. Поговорил с волхвом раз, другой, а потом и сам решил креститься. Мы-то боялись, а ничего. Только Весняна  его зовёт теперь чудно – Пётр. Хотя бабушка его Третьяк назвала. А он Весняну – Ирина.  А потом братик народился. Его почти сразу и окрестили. И тоже ничего. Живой, здоровый... Имя у него чудное, правда. Илья. Мы его Громушкой, Громом   зовём, уж больно кричит громко.

Слышим!

Ну вот, Весняна  отца уговорила и меня окрестить. Вот

Ага. Она и моих уговорила. Уж больно Весняна им понравилась.

А тебе про Христа рассказывали?

Ага.

И мне  Весняна рассказывала. Только я бы ещё послушала.

Свесили девчонки головы с полатей. Видят, Весняна-Ирина сидит, колыбель качает, напевает.  Не спит, значит.

Слезли девочки с полатей, подобрались к Ирине поближе и просят: расскажи им  да расскажи, зачем их завтра в церковь поведут, зачем крестить будут, да и как это – креститься. Наталья колыбель качать перестала, обняла девчонок и стала сказывать.

 

Рождественская сказка матушки Ирины

             Давным-давно в незапамятные времена Бог дал людям заповеди: не убивай, не кради, не завидуй, родителей почитай…  Только забыли люди о них. Трудно стало им жить на свете. Ладно бы, рожь не родилась да зверь не ловился, так ведь нет, всё вроде есть, а человеку хочется, чтобы у соседа меньше да хуже было, а у него самого лучше да больше. И стали люди друг другу козни строить да отнимать у слабого его долю. Совсем запутались. До чего дошло: сын на отца руку поднял, брат на брата. Правду из мира выгнали, кривде служить стали. А с неба смотрел на людей Бог и печалился. И  решил Господь послать на землю к людям сына своего, да не как бога, а как человека, чтоб Он родился среди людей, разделил с ними жизнь. И легла бы на Него тяжесть всего зла, всех грехов и мучений мира. Он должен был страдать и умереть на кресте, чтобы искупить  грехи всего рода человеческого, а потом воскреснуть для жизни вечной. А зло было бы  побеждено и каждому открылась бы дорога  в Царствие Небесное.

             И   жила в те поры  девушка. Хорошая девушка, тихая, смирная, работящая. И звали её Мария. Очень она в Бога верила и верила, что Он придёт спасти людей.  Мария хотела всю жизнь свою отдать молитве и труду, но в той стране любая девушка должна была выйти замуж. И Мария обручилась с плотником Иосифом. И вот однажды пошла она на колодец. А у колодца поджидает её Ангел Божий, добрый вестник. И говорит Ангел Марии, что  теперь она чудесным образом становится матерью Сына Божьего, а земного отца у Него не будет. А Иосифу Господь велел хранить Марию и её Сына, потому что это Сын Божий.

А в это время жестокий царь этой страны, которого звали Ирод, решил узнать, много ли у него народу живёт в царстве. И велел он каждому, кто живёт не дома, вернуться  туда, где он родился. Родной город Иосифа был Вифлеем. Вот туда он с Марией, женой своей, которая ждала ребёнка,  и отправился. А там уж народу видимо-невидимо и даже заночевать Иосифу с семьёй  негде. Нашлось местечко только в пещере, где один человек держал скот. Там и появился чудесный ребёнок. И назвали его Иисус Христос.

             А в небе зажглась новая звезда, яркая-яркая. И все поняли, что родился Сын Божий. И пришли поклониться ему и волхвы, и пастухи, и звери, и даже деревья. И с тех пор зимой у всех христиан великий праздник – Рождество Христово.

А он потом страдал? Маленький такой…

Он вырос сначала, ходил по свету, учил людей добру…

Тут в колыбели Илюшенька захныкал, Ирина над колыбелью склонилась, а девчонкам понятно стало, что не до рассказов Ирине сейчас, отодвинулись от неё, да на полати. И заснули.

 

Матушкина сказка про Анастасию Римлянину.

             Спала Забава, сны видела, и вдруг проснулась.  Глядит: матушка Ирина ещё  не спит. Спустилась Костромушка  вниз, подсела к ней.  Обняла её Ирина, платком своим тёплым накрыла. Хорошо Забаве, уютно, спокойно, и ничего на свете не страшно.

     -    Что ты, Забавушка, не спишь? Или спросить чего хочешь?

Матушка, а  ты говорила, что матери Его, ну, Иисуса Христа, ангел явился.  Какие такие ангелы? Расскажи про них!

Высоко-высоко, на самом небе, в райском саду живут ангелы.

А кто они?

Вестники Божьи.

Они – люди?

             Нет. Они  - как свет. Они везде проникнуть могут, а если людям хотят показаться, самым-самым хорошим, принимают облик человека в белых одеждах и с крыльями за спиной. В райском саду они  Бога славят, а как нарождается на земле живая душа, с неба на землю спускается Ангел и становился Хранителем этой души.

             А не перепутают Ангелы, кого хранить? – оказывается подружка тоже не спит. Из-за занавески высунулась, слушает.

Не перепутают. А чтобы уж наверняка было, людей в честь Ангелов называют.

             Получается, что у Ангелов имена человеческие?!

             Нет, маленькая, это у людей имена Ангельские. Расскажу-ко я вам одну историю, а вы слушайте, да на ус мотайте.

Переглянулись девочки, улыбнулись, прижались к Ирине с двух сторон, а Ирина сказывает.

             Давным-давно далеко-далеко отсюда жила-была в огромном городе Риме девочка. Звали её Анастасия, что по-нашему значит возрождающаяся. Родилась она в доме богатого горожанина, но рано сиротой осталась.

Как я?

             Как ты. И воспитывала её добрая женщина, звали которую Софья, по-нашему, мудрая.

             Выросла девочка доброй да работящей. А потом вместе с семьёй своей переехала в Иудею,  туда, откуда родом Христос,  в город Вифлеем.

             Любили её за добрый нрав да скромность. А больше всего любили за то, что умела она за овцами ухаживать, да так, что ни одному пастуху-мужчине не удавалось. Выйдет, бывало, во двор, а овцы  к ней так и льнут! Куда она, туда и овцы. Лучше вех умела она находить заблудившихся овечек, лучше всех умела лечить овечьи болезни. А застанет отару в степи буря,  она помолится, соберет овечек вокруг себя, и ни одна не погибнет. Там, где Анастасия, у овец шерсть густая да мягкая, падежей не бывает и ягнят больше всего рождается.

             Когда  Мария с Иосифом  в Вифлеем приехали, она как раз отару в пещеру и загнала. Там, в Иудее, овец всё в пещерах держат, горы там кругом. Вот пришли  Мария с мужем в Вифлеем,  им и отвели место в той самой пещере, где  Анастасия со своими овечками ночь пережидала. Анастасия, добрая душа, стала за Марией ухаживать. Потом за бабкой повивальной побежала. Была такая в Вифлееме, Саломеей звали. Хоть и  в хлеву, а хорошо, спокойно Марии в пещере. И тепло в таком хлеву от овечьего дыханья. Тут и бабка повивальная, Саломея, подоспела. Анастасия ей помогать стала, и когда Христос родился, приняла Анастасия на руки новорождённого Сына Божьего. Завернула его в овчинку да положила в ясли.

Ой, прямо как ты  братика!

Не перебивай! Дальше-то что было?

             Стала Анастасия доброй христианкой, и за то погубили Анастасию  люди, и стала она ангелом. С тех пор она и хранит девочек, которые имя Анастасия носят. Хотите, чтобы и вас ангел оберегал?

Хотим! Только… я вот не больно чтоб... ну… очень хорошая-то.

             А вот ангел твой и будет тебя от злых мыслей оберегать. Как чего захочешь плохое удумать, сразу  поймёшь – плохо! И не сделаешь.

Постараюсь.

             Погоди-ко, ты говоришь,  что имя у человека и Ангела должно одно быть… Значит, моего ангела Забава зовут?

Нет, мои хорошие, ангелов с таким именем.

Вот те раз! Как же нам быть-то? – одна из Забав чуть не заплакала.

А вот для того-то мы вас завтра и окрестим. Трижды омоет вас святая вода и  вы будто умрёте для греховной жизни и возродитесь к жизни настоящей.

             Умрём и возродимся? Прямо как Кострома! – ахнула одна из Забав. Подружка слегка пихнула её локтем:

Да не Кострома, а Анастасия! Она ведь тоже умерла и возродилась  ангелом, да матушка?

Правда, моя хорошая. А ещё она  овечек до сих пор защищает. Потому её Анастасией-овечницей  кличут. Вот помнишь, падёж в Костроме случился? Многие семьи целые отары потеряли, а мы с отцом помолились Анастасии, и не тронула  наших овечек зараза. Назавтра как раз день её памяти. В честь её и вы имя Анастасия получите. Согласны?     

И ангел у нас будет?

Будет.

Анастасия, да?

Да.

Согласны!

             А теперь идите-ко спать обе, глаза у вас слипаются. Ты, Костромушка, домой-то не ходи,  полезай-ко  на полати. А утром я тебя провожу.

             Девочки залезли на полати. Тулупчиком бабушкиным укрылись. Тепло, мягко. Костромушка погладила овчинку. Нежно-нежно. И прошептала, засыпая, вот ты какая, Анастасия-овечница, спасибо тебе! И заснула.

 

Урок добрым молодцам.

             Христианство было принято на  Руси в  988 году. Постепенно оно распространилось на все русские княжества. Юрий Долгорукий был православным. Значит, уже в 1152 году Кострома была не только языческим, но и православным. Следовательно, примерно в эти годы стали появляться и христианские церкви в Костроме. Для каждого христианского города выбирались святые покровители. Для Костромы было особенно важно, так как за этим городом закрепилось имя языческой богини.  Христианской покровительницей Костромы была выбрана Анастасия-овечница, или Анастасия Римлянина. Имя этой святой значит «Возрождающаяся», что роднит её с возрождающейся богиней Костромой.

             У российских овцеводов было несколько покровителей. Преподобная мученица Анастасия Римлянина, жившая в III веке, была наиболее почитаемой. Её воздействие простиралось не только на дела в овчарнике, но и на крестьянские заботы, связанные с использованием продукции овцеводства. Овца была кладезем благ. Без покровительства и помощи небесных заступников разводить овец было немыслимо. Святая Анастасия считалась самой участливой.

             И в каждой крестьянской семье она была наиболее известной из христианских мучениц…. Родилась Анастасия в семье богатого римлянина, но рано осиротела и воспитывалась в христианском монастыре в духе христианского вероучения и благочестия. В середине 250-х годов при римском императоре Декии усилилось гонение на христиан. Посланный к монастырю отряд воинов разгромил беззащитную обитель. Юную Анастасию доставили к правителю города Прову. Поражённый её красотой, Пров предложил  Анастасии стать его женой и тем самым сохранить жизнь. Анастасия решительно отвергла его предложение. Разгневанный Пров приказал пытать и затем казнить Анастасию. День Анастасии Римляны отмечают 11 ноября.

Однако в церковном православном календаре в конце года отмечают память ещё двух Анастасий – Анастасии Солунской и Анастасии Узорорешительницы. Почитая всех трёх, в народе их спутали и постепенно сложился образ, особенно в представлении верующих крестьянок. Стали считать, что Анастасия была близка к Богородице и вместе с бабкой Соломеей приняла на руки новорождённого Христа. А поскольку Мария родила Христа в овечьем хлеву, Анастасию также сделали причастной к промыслу овчаров. Приближение к Христову семейству усиливало её святость и влияние на благополучие овечьего стада в крестьянском дворе.

Как Кострома Настенькой стала
Яндекс.Метрика