Сказка пятая Забава не спала. А уж пора: давно стоит за окном ночь, дни коротенькие, с воробьиный нос. Не то, что летом! Зима ведь на пороге: мороз настоящий, и снег глубокий. Спать не давал Большой Секрет, которому нужно было, чтобы Костромушка немедленно с кем-нибудь им поделилась. Секрет спихнул девочку с полатей, заставил кубарем скатиться во двор, она едва успела схватить с сундука шубейку да бабушкин платок и впрыгнуть в валенки. Так и покатилась к соседскому забору, а там её оказывается уже ждут! Подружка-Костромушка у забора приплясывает. Глаза круглые, щёки надуты, она даже побулькивает вроде, будто горшок со щами. Если крышку не открыть – беда! А если девчонке не дать выговориться – тоже. Её же прямо разорвёт! Подскочили девчонки друг к другу да как выпалят хором: «А я что скажу!» Замолчали, воздуху обе набрали да снова хором: «Я скажу!» Смешно девчонкам стало. Потом одна из Забав, та, что поконопатее, сказала: Погоди-ко, давай посчитаемся, кому выйдет, тот первым и скажет. Давай, только чур, я считаю, - отозвалась вторая Забава, посмуглее и почернявее. Ладно, считай. Шёл баран По крутым Горам. Вырвал травку, Положил На лавку. Кто травку возьмёт, Тот вон пойдёт! – ладошка упёрлась в подружкин нос, который только и торчал из-за забора. - Ладно, говори. Только скорей, студёно больно. Меня завтра крестить будут! Ну?! И меня! Лезь ко мне да в избу пошли, а то замёрзнем тут. Костромушка перелезла через забор и подружки побежали в избу. В избе жарко, темно, скинули девчонки валенки, тихонько влезли на полати, шепчутся: Как думаешь, наш окрестят? А как же! Мне матушка говорила... Да какая ж она тебе матушка, ежели она тебе не родная? Моя бабушка сказывала, что она тебе мачеха. А раз мачеха, должна быть злой-презлой! Вон как в сказках. Так то в сказках. Вот ты от нашей Весняны какое зло видела? Я и говорю. Вроде мачеха, а добрая! Тихая, работящая… даже бабушка моя говорит, что твоему батюшке прямо счастье с Весняной. Ага. Я родную-то матушку плохо помню. Маленькая совсем была, когда она померла. А батюшка на Весняне женился. А она христианка. На капище Костроме молится не ходит, говорит, что Бог один, он всё создал на радость людям – и реки, и леса, и солнце, и луну… Ну уж, всё… А как же водяные с лешими? Не знаю… Может, он и леших сделал. А может и нет никаких леших? Если лес – на радость нам, так чего его бояться-то? Ему радоваться надо. Вот сейчас под снегом какой лес красивый! Правда, если далеко в него не заходить. Не знаю… А она тебя не ругает, что ты Кострому хоронить ходишь? Нет! Она только не велит глубоко в воду лезть да в мокрой рубашке бегать. А ещё она говорит, что я не ведаю, что творю… Как это – не ведаешь? Ты что, в ведуньи собралась? Да никуда я не собралась! Это ты меня совсем запутала. Давай у Весняны спросим. Она отцу много чего, рассказывала, потом сходил отец к сви…све... Ну, к волхву, который Весняниному Богу служит. А куда он ходил? На капище? Прямо, на капище! Знаешь, избу новую на берегу? С башенкой? А над башенкой – купол луковицей, а над ним – крест? Вот-вот! Эта изба церковь называется. Туда батюшка и пошёл. Поговорил с волхвом раз, другой, а потом и сам решил креститься. Мы-то боялись, а ничего. Только Весняна его зовёт теперь чудно – Пётр. Хотя бабушка его Третьяк назвала. А он Весняну – Ирина. А потом братик народился. Его почти сразу и окрестили. И тоже ничего. Живой, здоровый... Имя у него чудное, правда. Илья. Мы его Громушкой, Громом зовём, уж больно кричит громко. Слышим! Ну вот, Весняна отца уговорила и меня окрестить. Вот Ага. Она и моих уговорила. Уж больно Весняна им понравилась. А тебе про Христа рассказывали? Ага. И мне Весняна рассказывала. Только я бы ещё послушала. Свесили девчонки головы с полатей. Видят, Весняна-Ирина сидит, колыбель качает, напевает. Не спит, значит. Слезли девочки с полатей, подобрались к Ирине поближе и просят: расскажи им да расскажи, зачем их завтра в церковь поведут, зачем крестить будут, да и как это – креститься. Наталья колыбель качать перестала, обняла девчонок и стала сказывать.
Рождественская сказка матушки Ирины Давным-давно в незапамятные времена Бог дал людям заповеди: не убивай, не кради, не завидуй, родителей почитай… Только забыли люди о них. Трудно стало им жить на свете. Ладно бы, рожь не родилась да зверь не ловился, так ведь нет, всё вроде есть, а человеку хочется, чтобы у соседа меньше да хуже было, а у него самого лучше да больше. И стали люди друг другу козни строить да отнимать у слабого его долю. Совсем запутались. До чего дошло: сын на отца руку поднял, брат на брата. Правду из мира выгнали, кривде служить стали. А с неба смотрел на людей Бог и печалился. И решил Господь послать на землю к людям сына своего, да не как бога, а как человека, чтоб Он родился среди людей, разделил с ними жизнь. И легла бы на Него тяжесть всего зла, всех грехов и мучений мира. Он должен был страдать и умереть на кресте, чтобы искупить грехи всего рода человеческого, а потом воскреснуть для жизни вечной. А зло было бы побеждено и каждому открылась бы дорога в Царствие Небесное. И жила в те поры девушка. Хорошая девушка, тихая, смирная, работящая. И звали её Мария. Очень она в Бога верила и верила, что Он придёт спасти людей. Мария хотела всю жизнь свою отдать молитве и труду, но в той стране любая девушка должна была выйти замуж. И Мария обручилась с плотником Иосифом. И вот однажды пошла она на колодец. А у колодца поджидает её Ангел Божий, добрый вестник. И говорит Ангел Марии, что теперь она чудесным образом становится матерью Сына Божьего, а земного отца у Него не будет. А Иосифу Господь велел хранить Марию и её Сына, потому что это Сын Божий. А в это время жестокий царь этой страны, которого звали Ирод, решил узнать, много ли у него народу живёт в царстве. И велел он каждому, кто живёт не дома, вернуться туда, где он родился. Родной город Иосифа был Вифлеем. Вот туда он с Марией, женой своей, которая ждала ребёнка, и отправился. А там уж народу видимо-невидимо и даже заночевать Иосифу с семьёй негде. Нашлось местечко только в пещере, где один человек держал скот. Там и появился чудесный ребёнок. И назвали его Иисус Христос. А в небе зажглась новая звезда, яркая-яркая. И все поняли, что родился Сын Божий. И пришли поклониться ему и волхвы, и пастухи, и звери, и даже деревья. И с тех пор зимой у всех христиан великий праздник – Рождество Христово. А он потом страдал? Маленький такой… Он вырос сначала, ходил по свету, учил людей добру… Тут в колыбели Илюшенька захныкал, Ирина над колыбелью склонилась, а девчонкам понятно стало, что не до рассказов Ирине сейчас, отодвинулись от неё, да на полати. И заснули.
Матушкина сказка про Анастасию Римлянину. Спала Забава, сны видела, и вдруг проснулась. Глядит: матушка Ирина ещё не спит. Спустилась Костромушка вниз, подсела к ней. Обняла её Ирина, платком своим тёплым накрыла. Хорошо Забаве, уютно, спокойно, и ничего на свете не страшно. - Что ты, Забавушка, не спишь? Или спросить чего хочешь? Матушка, а ты говорила, что матери Его, ну, Иисуса Христа, ангел явился. Какие такие ангелы? Расскажи про них! Высоко-высоко, на самом небе, в райском саду живут ангелы. А кто они? Вестники Божьи. Они – люди? Нет. Они - как свет. Они везде проникнуть могут, а если людям хотят показаться, самым-самым хорошим, принимают облик человека в белых одеждах и с крыльями за спиной. В райском саду они Бога славят, а как нарождается на земле живая душа, с неба на землю спускается Ангел и становился Хранителем этой души. А не перепутают Ангелы, кого хранить? – оказывается подружка тоже не спит. Из-за занавески высунулась, слушает. Не перепутают. А чтобы уж наверняка было, людей в честь Ангелов называют. Получается, что у Ангелов имена человеческие?! Нет, маленькая, это у людей имена Ангельские. Расскажу-ко я вам одну историю, а вы слушайте, да на ус мотайте. Переглянулись девочки, улыбнулись, прижались к Ирине с двух сторон, а Ирина сказывает. Давным-давно далеко-далеко отсюда жила-была в огромном городе Риме девочка. Звали её Анастасия, что по-нашему значит возрождающаяся. Родилась она в доме богатого горожанина, но рано сиротой осталась. Как я? Как ты. И воспитывала её добрая женщина, звали которую Софья, по-нашему, мудрая. Выросла девочка доброй да работящей. А потом вместе с семьёй своей переехала в Иудею, туда, откуда родом Христос, в город Вифлеем. Любили её за добрый нрав да скромность. А больше всего любили за то, что умела она за овцами ухаживать, да так, что ни одному пастуху-мужчине не удавалось. Выйдет, бывало, во двор, а овцы к ней так и льнут! Куда она, туда и овцы. Лучше вех умела она находить заблудившихся овечек, лучше всех умела лечить овечьи болезни. А застанет отару в степи буря, она помолится, соберет овечек вокруг себя, и ни одна не погибнет. Там, где Анастасия, у овец шерсть густая да мягкая, падежей не бывает и ягнят больше всего рождается. Когда Мария с Иосифом в Вифлеем приехали, она как раз отару в пещеру и загнала. Там, в Иудее, овец всё в пещерах держат, горы там кругом. Вот пришли Мария с мужем в Вифлеем, им и отвели место в той самой пещере, где Анастасия со своими овечками ночь пережидала. Анастасия, добрая душа, стала за Марией ухаживать. Потом за бабкой повивальной побежала. Была такая в Вифлееме, Саломеей звали. Хоть и в хлеву, а хорошо, спокойно Марии в пещере. И тепло в таком хлеву от овечьего дыханья. Тут и бабка повивальная, Саломея, подоспела. Анастасия ей помогать стала, и когда Христос родился, приняла Анастасия на руки новорождённого Сына Божьего. Завернула его в овчинку да положила в ясли. Ой, прямо как ты братика! Не перебивай! Дальше-то что было? Стала Анастасия доброй христианкой, и за то погубили Анастасию люди, и стала она ангелом. С тех пор она и хранит девочек, которые имя Анастасия носят. Хотите, чтобы и вас ангел оберегал? Хотим! Только… я вот не больно чтоб... ну… очень хорошая-то. А вот ангел твой и будет тебя от злых мыслей оберегать. Как чего захочешь плохое удумать, сразу поймёшь – плохо! И не сделаешь. Постараюсь. Погоди-ко, ты говоришь, что имя у человека и Ангела должно одно быть… Значит, моего ангела Забава зовут? Нет, мои хорошие, ангелов с таким именем. Вот те раз! Как же нам быть-то? – одна из Забав чуть не заплакала. А вот для того-то мы вас завтра и окрестим. Трижды омоет вас святая вода и вы будто умрёте для греховной жизни и возродитесь к жизни настоящей. Умрём и возродимся? Прямо как Кострома! – ахнула одна из Забав. Подружка слегка пихнула её локтем: Да не Кострома, а Анастасия! Она ведь тоже умерла и возродилась ангелом, да матушка? Правда, моя хорошая. А ещё она овечек до сих пор защищает. Потому её Анастасией-овечницей кличут. Вот помнишь, падёж в Костроме случился? Многие семьи целые отары потеряли, а мы с отцом помолились Анастасии, и не тронула наших овечек зараза. Назавтра как раз день её памяти. В честь её и вы имя Анастасия получите. Согласны? И ангел у нас будет? Будет. Анастасия, да? Да. Согласны! А теперь идите-ко спать обе, глаза у вас слипаются. Ты, Костромушка, домой-то не ходи, полезай-ко на полати. А утром я тебя провожу. Девочки залезли на полати. Тулупчиком бабушкиным укрылись. Тепло, мягко. Костромушка погладила овчинку. Нежно-нежно. И прошептала, засыпая, вот ты какая, Анастасия-овечница, спасибо тебе! И заснула.
Урок добрым молодцам. Христианство было принято на Руси в 988 году. Постепенно оно распространилось на все русские княжества. Юрий Долгорукий был православным. Значит, уже в 1152 году Кострома была не только языческим, но и православным. Следовательно, примерно в эти годы стали появляться и христианские церкви в Костроме. Для каждого христианского города выбирались святые покровители. Для Костромы было особенно важно, так как за этим городом закрепилось имя языческой богини. Христианской покровительницей Костромы была выбрана Анастасия-овечница, или Анастасия Римлянина. Имя этой святой значит «Возрождающаяся», что роднит её с возрождающейся богиней Костромой. У российских овцеводов было несколько покровителей. Преподобная мученица Анастасия Римлянина, жившая в III веке, была наиболее почитаемой. Её воздействие простиралось не только на дела в овчарнике, но и на крестьянские заботы, связанные с использованием продукции овцеводства. Овца была кладезем благ. Без покровительства и помощи небесных заступников разводить овец было немыслимо. Святая Анастасия считалась самой участливой. И в каждой крестьянской семье она была наиболее известной из христианских мучениц…. Родилась Анастасия в семье богатого римлянина, но рано осиротела и воспитывалась в христианском монастыре в духе христианского вероучения и благочестия. В середине 250-х годов при римском императоре Декии усилилось гонение на христиан. Посланный к монастырю отряд воинов разгромил беззащитную обитель. Юную Анастасию доставили к правителю города Прову. Поражённый её красотой, Пров предложил Анастасии стать его женой и тем самым сохранить жизнь. Анастасия решительно отвергла его предложение. Разгневанный Пров приказал пытать и затем казнить Анастасию. День Анастасии Римляны отмечают 11 ноября. Однако в церковном православном календаре в конце года отмечают память ещё двух Анастасий – Анастасии Солунской и Анастасии Узорорешительницы. Почитая всех трёх, в народе их спутали и постепенно сложился образ, особенно в представлении верующих крестьянок. Стали считать, что Анастасия была близка к Богородице и вместе с бабкой Соломеей приняла на руки новорождённого Христа. А поскольку Мария родила Христа в овечьем хлеву, Анастасию также сделали причастной к промыслу овчаров. Приближение к Христову семейству усиливало её святость и влияние на благополучие овечьего стада в крестьянском дворе. |